«ОБУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННОМУ ТКАЧЕСТВУ
ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ»


Участники проекта в гостях у Локиной Лидии Фёдоровны
За станком проходит обучение Оля Чёрная
Место действия:
   село Паданы, Медвежьегорского района, Республика Карелия.

Продолжительность проекта:

Цель проекта:
  1. обучить традиционному ткачеству из экологически чистых материалов группу девочек;
  2. познакомить их со строением станка, с техникой ткачества;
  3. с материалами из которых изготовлены ткани, определить значение тканей из экологически чистого материала в жизни человека.
Проект предполагает:
  1. Составление программы обучения.
  2. Формирование группы обучения ткачеству.
  3. Знакомство со станком, с деталями станка, сборка станка.
  4. Знакомство с материалами, используемыми в ткачестве.
  5. Подготовка рефератов о материалах, из которых изготовлялись ткани.
  6. Изучение технологии ткачества.
  7. Выставка изделий, выполненных ученицами.
  8. Выезд в близлежащие населённые пункты и школы для проведения выставки и встреч, с целью привлечения молодёжи к изучению декоративно - прикладного искусства.


Знакомство со строением станка

Серёжа Тишкин и Павел Акимов слушают
рассказ Лидии Фёдоровны
Долгосрочные результаты проекта на местном региональном уровне:
   Использование рефератов на уроках краеведения, культуры Карелии, истории Карелии, географии Карелии, карельского языка, при проведении внеклассных мероприятий; привлечение молодёжи к изучению и освоению традиционного ткачества.

Сотрудничество:
   предполагается сотрудничество со СМИ (местные газеты «Вперёд», «Диалог»; республиканские: «ТВР – панорама», «Северный курьер» - статьи о Сегозерье, об экологических проблемах и их решениях), со школами в близлежащих населённых пунктах, с Паданской сельской библиотекой им. Дм. Гусарова.

Финансирование:
   на осуществление проекта потребуется 7500 рублей. Они будут использованы на приобретение материалм для ткачества (нитки), оплата мастеру, Оформление работ, оформление рефератов.

Программа обучения
  1. История ткачества
  2. Знакомство с ткацким станком
    1. Детали станка
    2. Сборка станка
  3. Знакомство с материалами, используемыми в ткачестве
  4. Технология выращивания льна и его обработка.
  5. Технология ткачества.
  6. Традиционные узоры.
Геометрические узоры

Восьмиконечная звезда

Стилизованные фигуры животных

Стилизованные фигуры расстений
История ткачества
   Карелия - подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого.
   Равноправной частью художественного наследия являются орнаментированные предметы крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства карел были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку,утварь, орудия труда иодежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.
   Все предметы каждодневного быта становились объектом труда и творчества и любой из них мог стать произведением искусства. Природа северного края была тем постоянным источником, который вдохновлял народных умельцев на различные темы и формы искусства.
   Высокого уровня развития достигло среди карел искусство узорного ткачества.На примитивных ткацких станах карелки вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая - крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.
   Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.
   Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у карел в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды - мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.
   Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у карельских мастериц.
   Декоративные изделия: одеяла, половики, скатерти, полотенца, подзоры и прочие - вносили в интерьер простого и строгого крестьянского жилья особую мажорность.
   Ярким декоративным пятном во внутреннем убранстве жилья были тканые половики из разноцветных тряпичных лент. Цветовое решение их строилось на контрастном сочетании светлых и тёмных горизонтальных полос. Примечательно, что в прошлом карельские половики пользовались большим спросом на рынках Петербурга. Традиции узорного тканья половиков сохранились на территории Карелии до настоящего времени.
   В интерьер карельского дома отлично вписывались и фактурные скатерти классического белого цвета.Выполнялись они сложными приёмами тканья-браным одноуточным и многоремизным.
   Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
   Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй.На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций : срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца.
   В орнаменте браного тканья доминировали геометрические узоры. Встречаются антропоморфные изображения и мотивы растений.
   Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.
   Браные узоры разнообразны ещё и потому, что фон между ними играет такую же активную роль, как и сами узоры. Фон можно рассматривать как просвет между основными фигурами. В то же время он нередко составляет самостоятельный орнаментальный мотив. Иногда сами мастерицы с трудом различали лицевую сторону узоров от изнанки.
   Мотивы браного тканья перекликаются с традиционной карельской вышивкой. Они имеют единую декоративную цель - украшение праздничных тканей. В браном орнаменте мы находим столь характерные для вышитых узоров ромбы, Х- и 8-образные фигуры, восьмиконечные звёзды и четырёхлепестковые розетки, стилизованные человеческие фигуры и традиционные узоры из хвойных деревьев (мотив ели). Их объединяет строгость композиционного решения (трехчастность), особая монументальность образов, а также чрезвычайная скупость цветовой гаммы (красно-белые тона).
   Узорное ткачество в Сегозерье представлено станочным нестаночным тканьём.
   Нестаночное тканьё связано с изготовлением поясов - обязательной детали крестьянской одежды, но уже в 19 веке местное население заменяло пояса ручного изготовления фабричными, а следовательно стала исчезать и техника нестаночного тканья.
   Сегозерские карелки владели различными приёмами узорного ткачества: на горизонтальных ткацких станках техникой полотняного переплетения, браным и закладным тканьём. Браные и закладные ткани употреблялись в оформлении полотенец. Узоры на браных изделиях компоновались из различных разработок ромбических фигур, восьмиконечных звёзд и розеток. Среди них особо следует отметить узоры с изображением одного или двух сотканных на всю ширину полотенца ромбов. Такие полотенца изготавливались специально для декоративного оформления икон в большом углу избы.
   Характерны для браных полотенец узоры стилизованных фигур хвойных деревьев, стилизованные человеческие фигуры и изображение рака.

Ткацкий стан.

   Состоит из простых, сделанных из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.

Технология выращивания льна и его обработка.

   Раньше лён возделывали на подсеках. Для этого определённый участок освобождали от леса. Вырубали деревья. Ветви деревьев и кору сжигали. Стволы деревьев использовали в хозяйстве. Затем выкорчёвывали пни. Освобождённую подсеку обрабатывали и засевали льном. Лён подрастал, молодые девушки и дети пололи его, сидя на земле.
   Выросший лён жали, вязали в небольшие снопы. Затем пятнадцать дней вымачивали в яме с водой. Вымоченный лён отбивали, специальной чесалкой - гребнем чесали. Вычесанный лён укрепляли на прялке и пряли нити. Готовые нити кипятили добавляя в воду золу.

Технология ткачества

   С веретён нитки сматывали в мотки. По ним хозяйка прикидывала на сколько холстов должно хватить пряжи. В мотках нитки отбеливали, красили и только затем приступали к одному из ответственных моментов - снованию основы. В ткачестве все нити подразделяются на две группы: продольные - основа, поперечные - уток. Основа заряжается в стан, уток наматывается на берестяные шпульки и вставляется в челнок. Для уплотнения утка есть приспособление - бедро или рама с деревянными, как в гребне, зубьями. Между этими зубьями и пропущены нити основы.
   На стане с двумя нитянками - ремизками изготавливались ткани холстинного переплетения для будущих полотенец, одежды, постельного белья.