|
ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Место действия: село Паданы, Медвежьегорского района, Республика Карелия. Продолжительность проекта: Цель проекта:
Использование рефератов на уроках краеведения, культуры Карелии, истории Карелии, географии Карелии, карельского языка, при проведении внеклассных мероприятий; привлечение молодёжи к изучению и освоению традиционного ткачества. Сотрудничество: предполагается сотрудничество со СМИ (местные газеты «Вперёд», «Диалог»; республиканские: «ТВР – панорама», «Северный курьер» - статьи о Сегозерье, об экологических проблемах и их решениях), со школами в близлежащих населённых пунктах, с Паданской сельской библиотекой им. Дм. Гусарова. Финансирование: на осуществление проекта потребуется 7500 рублей. Они будут использованы на приобретение материалм для ткачества (нитки), оплата мастеру, Оформление работ, оформление рефератов. Программа обучения
История ткачества
Карелия - подлинная сокровищница народной художественной культуры прошлого. Равноправной частью художественного наследия являются орнаментированные предметы крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства карел были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку,утварь, орудия труда иодежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы. Все предметы каждодневного быта становились объектом труда и творчества и любой из них мог стать произведением искусства. Природа северного края была тем постоянным источником, который вдохновлял народных умельцев на различные темы и формы искусства. Высокого уровня развития достигло среди карел искусство узорного ткачества.На примитивных ткацких станах карелки вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая - крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить. Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани. Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у карел в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды - мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие. Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у карельских мастериц. Декоративные изделия: одеяла, половики, скатерти, полотенца, подзоры и прочие - вносили в интерьер простого и строгого крестьянского жилья особую мажорность. Ярким декоративным пятном во внутреннем убранстве жилья были тканые половики из разноцветных тряпичных лент. Цветовое решение их строилось на контрастном сочетании светлых и тёмных горизонтальных полос. Примечательно, что в прошлом карельские половики пользовались большим спросом на рынках Петербурга. Традиции узорного тканья половиков сохранились на территории Карелии до настоящего времени. В интерьер карельского дома отлично вписывались и фактурные скатерти классического белого цвета.Выполнялись они сложными приёмами тканья-браным одноуточным и многоремизным. Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка. Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй.На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций : срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца. В орнаменте браного тканья доминировали геометрические узоры. Встречаются антропоморфные изображения и мотивы растений. Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент. Браные узоры разнообразны ещё и потому, что фон между ними играет такую же активную роль, как и сами узоры. Фон можно рассматривать как просвет между основными фигурами. В то же время он нередко составляет самостоятельный орнаментальный мотив. Иногда сами мастерицы с трудом различали лицевую сторону узоров от изнанки. Мотивы браного тканья перекликаются с традиционной карельской вышивкой. Они имеют единую декоративную цель - украшение праздничных тканей. В браном орнаменте мы находим столь характерные для вышитых узоров ромбы, Х- и 8-образные фигуры, восьмиконечные звёзды и четырёхлепестковые розетки, стилизованные человеческие фигуры и традиционные узоры из хвойных деревьев (мотив ели). Их объединяет строгость композиционного решения (трехчастность), особая монументальность образов, а также чрезвычайная скупость цветовой гаммы (красно-белые тона). Узорное ткачество в Сегозерье представлено станочным нестаночным тканьём. Нестаночное тканьё связано с изготовлением поясов - обязательной детали крестьянской одежды, но уже в 19 веке местное население заменяло пояса ручного изготовления фабричными, а следовательно стала исчезать и техника нестаночного тканья. Сегозерские карелки владели различными приёмами узорного ткачества: на горизонтальных ткацких станках техникой полотняного переплетения, браным и закладным тканьём. Браные и закладные ткани употреблялись в оформлении полотенец. Узоры на браных изделиях компоновались из различных разработок ромбических фигур, восьмиконечных звёзд и розеток. Среди них особо следует отметить узоры с изображением одного или двух сотканных на всю ширину полотенца ромбов. Такие полотенца изготавливались специально для декоративного оформления икон в большом углу избы. Характерны для браных полотенец узоры стилизованных фигур хвойных деревьев, стилизованные человеческие фигуры и изображение рака.
Состоит из простых, сделанных из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.
Технология выращивания льна и его обработка.
Раньше лён возделывали на подсеках. Для этого определённый участок освобождали от леса. Вырубали деревья. Ветви деревьев и кору сжигали. Стволы деревьев использовали в хозяйстве. Затем выкорчёвывали пни. Освобождённую подсеку обрабатывали и засевали льном. Лён подрастал, молодые девушки и дети пололи его, сидя на земле. Выросший лён жали, вязали в небольшие снопы. Затем пятнадцать дней вымачивали в яме с водой. Вымоченный лён отбивали, специальной чесалкой - гребнем чесали. Вычесанный лён укрепляли на прялке и пряли нити. Готовые нити кипятили добавляя в воду золу.
С веретён нитки сматывали в мотки. По ним хозяйка прикидывала на сколько холстов должно хватить пряжи. В мотках нитки отбеливали, красили и только затем приступали к одному из ответственных моментов - снованию основы. В ткачестве все нити подразделяются на две группы: продольные - основа, поперечные - уток. Основа заряжается в стан, уток наматывается на берестяные шпульки и вставляется в челнок. Для уплотнения утка есть приспособление - бедро или рама с деревянными, как в гребне, зубьями. Между этими зубьями и пропущены нити основы. На стане с двумя нитянками - ремизками изготавливались ткани холстинного переплетения для будущих полотенец, одежды, постельного белья. |