Морозова Людмила Владимировна – зам. председателя Карельского республиканского Совета Всероссийского общества охраны природы,
эксперт Гильдии Экологической журналистики Медиа-Союза,
Карельская экологическая газета «Зелёный лист»
http://voop.karelia.ru
Российская система экологического образования имеет длительную историю. Время расставляло различные приоритеты. XIX век – первые описания и систематизация флоры и фауны, XX век – развитие широкого натуралистического движения и краеведения, XXI век добавил проблему адаптации к локальным и глобальным экологическим кризисам. В новом веке жизненно важно и понимать природу, и выдерживать все возрастающие изменения качества среды обитания человека. На рубеже веков оформляется новая парадигма образования как интегрального механизма для осуществления устойчивого развития территории. В Российской Федерации, вплоть до мая 2010 года, экологическое поле уходило из многих институтов - вопросами экологии пренебрегали власти всех уровней, природопользователи, СМИ, принимались антиэкологические Кодексы, сокращались часы экологии в школе. В результате на муниципальном уровне накапливаются противоречия между интересами местного населения и молодыми капиталистами, жаждущими быстрого освоения муниципальных территорий под узкие частные интересы. Как правило, мотивация внешнего российского инвестора - получение быстрой прибыли с вероломным внедрением в природный ландшафт, приводящим к его разрушению и ухудшению качества среды. Местная власть часто не в состоянии найти аргументы, схемы для использования территории муниципалитета на принципах сохранения природного и культурного наследия, поддерживая тем самым традиционный уклад жизни населения. В этих условиях резко возрастает роль и сфера влияния экологического образования. Обратим свой взгляд на российскую школу.
Какова среда обучения в современной школе? Одни – и управленцы образования, и родители уверяют, что дети в российской школе перегружены. Но есть и другая точка зрения, в частности ряд психологов считают, что современные школьники не дополучают необходимой для них информации, а тем более знаний и умений. Мы практические экологи, работающие в сфере общественных природоохранных процессов, размышляя и над содержанием и методиками, инструментарием экологического образования в России, и над качеством среды в современной школе предлагаем изучить образовательные практики скандинавских стран - лидеров в устойчивом управлении природопользованием, эффективным экологическим ограничением экономик северных стран.
Интересен опыт, сложившийся в Королевстве Норвегии. Обратимся к истории. В 2009 году исполнилось 150 лет как в 1859 году маститый норвежский писатель Генрик Ибсен впервые в поэме «На высотах» ввёл в печатную форму норвежское слово «friluftsliv» – фрилюфстлив, которое олицетворяет суть норвежской души. Норвежцы подчёркивают, что слово фрилюфстлив трудно перевести на другие языки, в том числе и на русский. Буквальный перевод – «свободная жизнь в природе». В природе нам комфортно, легко мыслится. Мы высоко ценим и бережём природу. Для норвежца природа – и дом, и колыбель культуры. Интересно, что норвежцы избегают использования понятия « дикая природа».
П.Карп в поэме «На высотах» строку «friluftsliv for mine tanker» перевел как «вот и стала мысль крылата». (Генрик Ибсен. Драмы. Стихотворения. Библиотека Всемирной литературы, М., «Художественная литература», 1972г).
Заключительная строфа пятой главы поэмы «На высотах» заканчивается строчками, убеждающими читателя, в том, что чистый горный воздух – подмога для нас, для нашей творческой и счастливой, а значит здоровой жизни. Казалось бы очевидный факт. Мы экологи видим, что современный российский социум индеферентен, безразличен к природе, относится к ней только как к ресурсу, прямого использования. Нам предстоит ещё в новых условиях формировать видение природы и как среды и как наследие. Норвежцы вводят в школьные занятия обязательно время для погружения в природу, к примеру, обязательная индивидуальная ночёвка в спальнике под звездным небом. Традиционно в течение учебного года в школах Норвегии проводятся 2-3 дневные путешествия с богатым спектром наблюдений, навыков жизни в природе, записей и зарисовок впечатлений, и самое главное коллективного обсуждения. Как мы действуем? Как мы чувствуем? Как мы думаем, и в итоге формируется стиль жизни дружественный природе (1). Фрилюфтслив приводит к формированию общих правил ежедневной жизни.
Как принято считать в норвежской системе образования, опираясь на традиции фрилюфстлив – свободной жизни в природе с главной целью приобретения необходимого опыта из общения с природой, мы начинаем понимать ценности нашей естественной жизни, стремиться к высокому качеству жизни. Мы должны ощутить и понять, что именно всем нам необходимо высокое качество жизни, что конечно потребует глубоких изменений во многих государственных институтах, секторах российской экономики. В Норвегии фрилюфстлив обращает внимание, на важность тишины и заботы, в противовес суете и безразличию. К педагогическим результатам путешествий в природе норвежские педагоги относят:
Опытный педагог Нильс Фаарлунд (Nils Faarlund) подытоживает, что именно хорошие знания, полученные в природоведческих путешествиях, формируют стиль жизни дружественный природе (2).
Как это схоже с классическим советским и российским экологическим образованием. Экономическая же практика в России, в отличие от Норвегии, резко отстаёт, почти не проницаема природоведческим идеям. Как же нам выйти на дружественную природе экономику, и в полную силу ориентировать образование для устойчивого развития?
Норвежский философ, эмпирический лингвист Арне Нэсс (Arne Naess) основатель глубинной экологии подчеркнул в одном из своих последних интервью, что - «В то время как жизнь находится под угрозой, мышление так же находится под угрозой. Именно поэтому наше мышление должно быть изменено. Потому что речь идёт о жизни – жизни на Земле и сущности мышления. Без мышления нельзя спасти Жизнь… Мы можем создать самих себя. Это реально. Но это предполагает, что язык, а также позиция, которая отражается в нём будут изменены… Сейчас мы должны найти наши слова и значения будущего» (3).
Сами норвежцы причисляют слово фрилюфстлив к уникальному норвежскому культурному наследию, считая его некой парадигмой романтизма, которое в современном норвежском постиндустриальном обществе имеет определяющее значение во многих секторах экономики, и тем более в образовании Оно – олицетворяет стремление познать тайны природы и жить по законам природы.
В Норвегии философия и практика фрилюфстлив накопила опыт пути к природе, играет роль социального буфера, некого скандинавского инструмента преодоления отчуждения человека и природы в экономике, образовании и праве эпохи информатизации.
Для России, в 10-е годы XXI века, переживающей этап модернизации экономики необходимо расширять сферу влияния мышления дружественного природе – инструмента экологического образования для устойчивого развития.
Литература: